Александр Филиппович ПЛОНСКИЙ

ДЕТЕКТОР ИСТИНЫ

Фантастический рассказ


        — Не нравится мне он, — сказал Гарин.
        — Чем именно? — поинтересовался Ставинский, помешивая ложечкой чай.
        — Я не раз задавал себе этот вопрос, но так и не смог на него ответить. Не нравится, и всё тут.
        Ставинский отхлебнул.
        — Цейлонский чай это вещь. Да ты пей, остывает. Знаешь, как я его завариваю? Чайник нужно ополоснуть кипятком, минуту выждать, потом...
        — Да погоди, — досадливо поморщился Гарин. — Я ведь о важном.
        — Возможно, в тебе говорит родительская ревность: Искра твоя единственная дочь.
        Гарин потер переносицу, взлохматил седеющие волосы.
        — Кроме нее у меня никого нет.
        — Тем более!
        — Когда умерла Юна, Искорке не исполнилось и года.
        — Оттого ты и не женился вторично, — понимающе кивнул Ставинский.
        — Не совсем так. Во всяком случае, я не жертвовал собой. И, поверь, предъявлять дочери счет не собираюсь. Но все же...
        Ставинский отодвинул недопитую чашку.
        — Тебе не хочется, чтобы она вышла замуж?
        Гарин пожал плечами.
        — Дело не в том, хочу я или нет. Искре уже восемнадцать, она вольна поступать, как пожелает.
        — Значит, проблема в женихе...
        — А о чем я твержу четверть часа? — вспылил Гарин, но тут же виновато понизил голос. — Прости, шалят нервы. Да ты пей, не обращай на меня внимания.
        Он сделал несколько поспешных глотков.
        — Пустяки, — сказал Ставинский.
        — Понимаешь, меня преследует страх. Всё кажется, что Искра совершает непоправимую ошибку. А я не в состоянии уберечь. Между нами наступило отчуждение. Искорка всегда была со мной откровенна, делилась мыслями, а тут...
        — Это естественно. Вспомни себя.
        — Я — другое дело. Рос в трудные годы. Без родительского надзора.
        — И вырос хорошим человеком.
        — Спасибо. Но я не о том. У меня в памяти рука дочурки, когда ей было шесть лет, и я повел ее в музыкальную школу. Крошечная ручка доверчиво покоилась в моей ручище. Пронзительное чувство ответственности за будущее этого крошечного существа с особенной силой охватило меня. И не оставляет до сих пор!
        — Для тебя Искра осталась шестилетней?
        — Нет, конечно же. Разве что в глубине души. Самую малость...
        — К сожалению, каждому суждено совершить свои собственные ошибки. Жизненный опыт не наследуется.
        — Тем паче мой. Если бы была жива Юна...
        — А что он представляет собой, зтот... жених Искры? — спросил Ставинский. — У тебя есть причины его не любить?
        Гарин ответил не сразу.
        — Опасения у меня смутные, подсознательные — интуиция, не более того. А так парень как парень. Аспирант, общественник, первый разряд по шахматам. Из тех, знаешь, у которых в анкете: «не состоял», «не участвовал», «не привлекался».
        — Прикрыли анкеты.
        — Давно пора. Но это я к слову. Спрашиваешь, что он представляет собой? Не знаю. В том и беда, что не знаю. А если бы и знал... Например, что он подлец. Как убедил бы Искру?
        — Извечная коллизия: отцы и дети...
        — Да уж... Еще обидится, ожесточится: «может его на детекторе лжи проверить?»
        — Это идея! — воскликнул Ставинский.
        — Ты о чем? — не понял Гарин.
        Ставинский подсел поближе, положил ему руку на плечо.
        — Твои слова натолкнули меня на любопытную мыслишку. Тебе ведь известно, чем я занимаюсь в последнее время?
        — Я пришел за советом к другу, а не к специалисту по компьютерам, — с оттенком обиды проговорил Гарин. — Электронная сваха не для Искры.
        — Сваха? С чего ты взял? Послушай лучше, что произошло в начале века.
        — Какое это может иметь отношение...
        — Самое прямое, убедишься. Итак, в 1902 году на выставке «Мир искусства» экспонировался написанный Серовым портрет Михаила Абрамовича Морозова, историка, приват-доцента Московского университета, известного коллекционера живописи. Сходство было бесспорным. И вместе с тем... Вот, слушай...
        Ставинский подошел к стеллажу, взял с полки том и, мгновенно найдя нужную страницу, прочитал:
        «...Блестящий и парадный большой портрет, в котором ясно, что тончайшее сукно на этом выхоленном дяде и под сукном чистейшее подкрахмаленное тончайшее полотно, а поза — огородное чучело, кабан, выскочивший на охотника и остановившийся с разгону».
        — М-да... Характеристика убийственная! — откликнулся Гарин. — Но к чему ты клонишь?
        — Обрати внимание: утонченный эрудит Морозов предстал перед знавшими его в новом, неожиданном свете. Проявились черты, о которых никто не подозревал. Сама тщательно скрываемая натура этого человека сделалась для всех явной.
        Ставинский достал другую книгу.
        — Или вот еще... Валерий Брюсов:
        «Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя, и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами, всеми утаенными от других переживаниями».
        — Хотел бы я увидеть жениха Искры на портрете Серова, — задумчиво сказал Гарин.
        — Такая возможность есть.
        — Мне не до шуток!
        — Я не шучу. Наша лаборатория исследует возможности компьютерной живописи.
        — Компьютер-портретист? И чем же он отличается от фотоаппарата?
        — А чем человеческий глаз от объектива?
        — Это что, параллель?
        — Вот именно. Компьютер не довольствуется мгновенным отображением действительности. Он анализирует ее в динамике, улавливает характерные детали, вводит для них весовые коэффициенты. И, наконец, синтезирует результат.
        — То есть выдает портрет?
        — Да, как итог наблюдения, анализа и синтеза.
        — Но ведь для компьютера необходима программа? — с сомнением проговорил Гарин.
        — Здесь мы и подходим к самому интересному. В качестве прототипа компьютера-портретиста мы выбрали Валентина Александровича Серова. Так что я не случайно рассказал о «Морозове». Серова считали фанатиком правды, в его портретах видели высшую истину, глубокое постижение натуры. Это и предопределило выбор.
        — Значит, компьютерная программа...
        — Обобщает творчество Серова! Наш компьютер-портретист обладает уникальной способностью выявлять суть человека. Компьютерные портреты — мы называем их компретами, — это пытливое проникновение в сущность индивида. Они пронзительно психологичны.
        — И впрямь детектор лжи, — оценил Гарин.
        — Наоборот, детектор истины, — возразил Ставинский. — Он проявляет правду, только правду, одну лишь правду. Остальное отбрасывает. В компретах, как и в портретах Серова, есть нечто гротескное, не просто верное, а обостренно точное. Кстати сказать, Морозову портрет понравился. «Забавно, что он сам доволен», — признавался Серов.
        — Я знал, что ты мне поможешь, — сказал Гарин, поднося к губам пустую чашку.
        — Не тебе. Искре, — подчеркнул Ставинский.




        Текст подготовил Ершов В. Г. Дата последней редакции: 26.08.2002
        О найденных в тексте ошибках сообщать: mailto:vgershov@chat.ru
        Новые редакции текста можно получить на: http://vgershov.lib.ru/